Обзоры

Kenshi: Обзор

Кирилл Волошин

Играл на PC

В декабре исполнилось четыре года с тех пор, как релизная версия  Kenshi вышла в Steam. До этого игра очень долго пребывала в раннем доступе. Её 12 лет разрабатывал Крис Хант (Chris Hunt) — сначала в одиночку, потом с небольшой своей командой.

За долгие годы у нас на сайте так и не появилось обзора — ни текстового, ни видео. Хотя игра ещё на стадии раннего доступа обрела культовый статус и обзавелась тысячами поклонников. Отчасти это объясняется самой спецификой проекта — в Kenshi, которую авторы называли крупнейшей
после  Daggerfall RPG (открытый мир занимает порядка 900 квадратных километров), действительно можно играть годами. И скорее всего, у вас не получится полюбить её с первого раза — наоборот, игра изначально делает всё, чтобы вы её возненавидели. Мне понадобился примерно год, чтобы всё-таки полюбить Kenshi и сделать этот обзор.

 

Караван историй

Игра изначально привлекает описанием. Суть его сводится к тому, что перед нами отрядная RPG (хотя никто не запретит играть и за одинокого странника) в огромной открытой песочнице и с полной свободой действий. Здесь нужно голодать и выживать в суровом мире, полном опасностей и фракций, включая каннибалов, женоненавистников и разумных насекомых.

Но мой искренний интерес к Kenshi начался с чтения не описаний, а с рассказов самих игроков о том, как они выживали. Вот некоторые цитаты (пунктуация и орфография авторов сохранены):

В первый раз меня сожрала моя же собака. Во второй раз я сожрала свою собаку, но все равно померла от голода. В третий забрали в рабство, копала руду час реального времени. Убежала — умерла от голода…

Morphology

За 40 игровых дней я нашёл себе двух товарищей, чуть не остался без ноги, успел проклясть голодных бродяг, начал укрывать у себя бывшую рабыню, нашёл ещё 3 товарищей, случайно создал гарем…

DR4CHIKULA

Проснулся в пустыне без руки. Дополз до города. Украл рыбу. Попытался перепродать в другом городе, но меня оприходовали работорговцы и повели на каменоломню… Я пробыл 30 дней в рабстве… Ночью 31го дня я покинул шахты и абсолютно голодный пополз к ближайшему городу. Там меня сразу же повязали и кинули в тюрьму, чему я был очень рад (там хотя бы кормят нормально). Когда мой срок кончился, я увидел, что моя награда за голову — 75000 кат. Меня разыскивали за всё, что угодно, начиная от взлома и воровства, заканчивая терроризмом.

Slimmersion

Один из игроков рассказал трагикомичную историю о том, как пытался выращивать кактусы в пустыне, где ничего, кроме них, не растёт. Он обошёл полсвета и многое пережил, чтобы найти эти кактусы и вернуться на базу. И только там игра ему сообщила, что без прокачанного навыка фермерства есть 50-процентный шанс потерять кактусы при сборе. Что и произошло. Матерясь, он отправился навстречу новым опасностям в поисках фермера. Заканчивается история так:

Я возвращаюсь к себе на базу, чтобы фермер с развитым навыком собрал мои кактусы. Так как у него не раскачана атлетика и он бегает не очень быстро, я молю всех богов, чтобы мне на пути не попались пауки.

UserAnonymus

Живи своей жизнью. Если сможешь…

Как вы уже поняли, главная ценность и повод для любви к Kenshi — это практически абсолютная свобода действий (и да, здесь можно убить любого персонажа), позволяющая проживать жизнь как вам хочется, чтобы получать вот такие потрясающие эмоции. В этом смысле игру хочется сравнивать с серией The Elder Scrolls, с « Готикой» и  Fallout. А сам Крис Хант говорил про источники вдохновения так: «Игровой процесс, основанный на  X-Com и  Jagged Alliance 2, в сочетании с постапокалиптическим стилем из оригинальных фильмов „Безумный Макс“ и старых выпусков Fallout».

Генератор персонажа очень подробный.

Разница в том, что во всех этих проектах есть сюжет. И даже в большинстве современных игр на выживание, с которыми у творения Криса Ханта масса общего, присутствуют сюжетные кампании или основные квесты. А в Kenshi всего этого нет. И нормальных побочных заданий тоже практически нет — в основном рандомные контракты на поимку преступников. Да ещё у лидеров фракций при определённых условиях и при высоком уровне дружбы с ними можно получить задания на убийство кого-то.

В Kenshi много стартовых сценариев. Можно начать жизнь (именно жизнь, а не игру!) в качестве раба, охотника на людоедов, странствующего торговца, гражданина Империи, одинокого странника, изгнанника, преступника, за которого объявлена награда, и даже бродяги, приютившего голодного пса. Это влияет на сложность (хотя её можно регулировать и вручную, разными параметрами), на отношение к вам других фракций и рас, на то, с какой суммой и с каким снаряжением вы стартуете и в какой начальной локации окажетесь.

Где-то будет явно сложнее, особенно если играете за рабов, которым нужно скорее забраться в клетки, пока их не отмутузила охрана, или за охотников на каннибалов — на них сразу же вываливается огромная толпа людоедов. Где-то меняется стиль и жанр — например, сценарий «Искатели свободы» рассчитан не на ролевую игру или экшн/RPG, а на стратегию в реальном времени.